
Описанию самого преступления в романе посвящена одна глава, в остальных главах описывается то, что происходило после совершения преступления.
Содержание пяти глав и эпилога может быть объединено названием «Наказание».
Какие впечатления у вас вызывают сцены, в которых описывается состояние героя до преступления, во время него и после?
Изменялось ли состояние героя? Ответ обоснуйте.
В исследованиях, посвященных анализу романа «Преступление и наказание», часто пишут, что наказание Раскольникова начинается раньше преступления. − Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ аргументируйте. − Какой путь должен пройти преступник, чтобы вернуться к настоящей жизни?
Цель: понять, что становится наказанием герою, совершившему преступление, и каков его путь возвращения к жизни.
Вопросы и задания:
В чем причина страданий Раскольникова?
Проследите за состоянием Раскольникова во время его встреч с Порфирием Петровичем (обратите внимание на авторские ремарки).
Почему Порфирий Петрович не хочет допрашивать Раскольникова «по форме»?
Как во время этих встреч раскрывается натура Раскольникова?
В чем смысл словесных дуэлей между Раскольниковым и Порфирием Петровичем? (Истинны или ложны убеждения Раскольникова)
Порфирий Петрович наслаждается муками жертвы или искренно старается помочь Раскольникову?
Почему Раскольников решает сознаться в совершенном преступлении?
Как реагирует на всенародное покаяние Раскольникова собравшийся на Сенной площади народ?
Почему Раскольников получил всенародное осмеяние, а не прощение?
В полицейской конторе Раскольников на вопрос о том, что побудило его явиться с повинною, отвечал, что чистосердечное раскаяние. Верите ли вы в правдивость этих слов? Ответ аргументируйте.
Почему на каторге каторжане возненавидели Раскольникова и полюбили Соню?
Какие изменения и почему произошли в сознании Раскольникова через полтора года после убийства?
Опишите подробно последнюю сцену свидания Раскольникова с Соней, обращая внимание на краски, звуки, время суток и года. Сравните эти детали в романе.
Можно ли говорить об искуплении вины Раскольниковым? Ответ обоснуйте.
Итоговые вопросы: − Когда начинается преступление Раскольникова?
В чем смысл наказания Раскольникова? Как соотносится оно по времени с преступлением?
Какие истины открылись герою?
Какие истины, которыми вы готовы руководствоваться в жизни, стали понятны вам?
Задание на дом:
1. Выяснить (или вспомнить) значение понятия «Поэтика произведения».
Обобщить художественные особенности романа, которые были рассмотрены на предыдущих уроках.







